Права граждан Российской Федерации на охрану здоровья заложены в Конституции страны, а реализация их связана с общим уровнем развития здравоохранения. Ограниченные ресурсы, вы­деляемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улуч­шение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимо­го объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.

Остаточный принцип фи­нансирования здравоохранения привел к высоким показателям смертности, заболеваемости и росту инвалидности населения за 10 лет в три раза, в том числе трудоспособного; низким показателям репродук­тивного здоровья населения и здоровья новорожденных. Отрицательный прирост населения в нашей стране составляет около одного миллиона человек.

Проблемы отечественного здравоохранения:

Пути решения проблем в здравоохранении:

Известна фраза: «Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто». Когда все это поймут, то произойдет улучшение условий труда врачей, что пойдет на благо здоровью населения. Сильное государство возникает лишь тогда, когда население здорово.

Медицинское образование

Еще одна проблема, которая существует – в условиях дефицита кадров у нас должно происходить непрерывное медицинское образование. Сейчас все очень быстро меняется, появляются современные аппараты, новые методы исследования и лечения. В условиях дефицита кадров сложно отпустить главного врача на обучение даже на 2 месяца. Развивая дистанционное образование, следует использовать его для тех, кто уже имеет стаж работы и определенные практические навыки. В случае с выпускниками его нужно применять очень осторожно.

Проблемы современного медицинского образования

Мы знаем, что качество медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования. Поэтому медицинское образование действительно заслуживает пристального внимания и реформирования. Почему стали хуже учить? Дело в том, социальный статус преподавателей, также как и врачей, низок. Сейчас нет конкурса на теоретические кафедры.

Рынок услуг здравоохранения

Рынок услуг здравоохранения имеет место тогда, когда существует потенциальная возможность для обмена. Рынок услуг здравоохранения определяется наличием двух сторон — нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их; наличием субъектов рынка — необходимых медицинских учреждений, где могут осуществляться реализация и потребление медицинской услуги или товара; наличием свободы выбора взаимных предложений производителей и потребителей медицинских услуг.

Наряду с рынком медицинских услуг, описанным выше, понятие рынок в здравоохранении включает в себя целую систему отдельных элементов, взаимосвязанных рынков: рынок лекарственных препаратов, рынок труда медицинского персонала, рынок научных медицинских разработок, рынок медицинского оборудования и техники, рынок ценных бумаг (последний элемент имеет место только при развитом рынке).

Рынок вообще, в том числе в здравоохранении, выполняет ряд существенных функций:

  1. Информационная. Через меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве услуг, другой продукции, поставляемой на рынок.
  2. Посредническая. Экономически обособленные производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить взаимовыгодность их деятельности.
  3. Ценообразующая. На рынок поступают услуги одного назначения, но различающиеся по затратам. Рынок признает лишь те затраты, которые соответствуют условиям предоставления основной массы услуг данного вида, именно их согласен оплачивать потребитель.
  4. Регулирующая. Через конкуренцию рынок регулирует снижение затрат на единицу оказываемых услуг, повышение их качества, поощряет научно-технический процесс [4,5].

Говоря о развитии рыночных отношений в здравоохранении, нельзя абсолютизировать значение этого процесса. Здравоохранение как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения (по крайней мере, сейчас). Будут оставаться социально значимые виды медицинской помощи, которые должны субсидироваться государством – борьба со СПИДом, туберкулезом, эпидемиями, инфекционными заболеваниями и т.д.

Последний факт достоверно подтверждается отдельными исследованиями отечественных авторов, по которым в современном российском обществе условно выделяются следующие слои:

— олигархия и управляющая бюрократия – до 7%;

— средний класс – до 12 %;

— слой условных бедняков – более 60%;

— низшие группы населения – менее 12%;

— десоциализированные граждане – до 9%.

Именно исходя из реального расслоения общества необходимо определять подходы к специфичности рынка медицинских услуг, его сегментации, особенно в вопросах характеристики производственных отношений в этих сегментах.

Объективно в деятельности лечебно-профилактических учреждений происходил процесс классификации пациентов на группы с различными нуждами и потребностями, характеристиками или поведением. Именно данные критерии наряду с некоторыми другими определяют сегментирование рынка медицинских услуг в маркетинговых системах, т.е. спецификация медицинских технологий и медицинских процедур, удовлетворяющих определенный спрос пациента (клиента), объективно и закономерно ориентирована на специфических потенциальных потребителей определенного сегмента рынка. И все это, в свою очередь, определяет, в частности, экономическую специфичность отношений врача и пациента.

Учитывая приведенную выше классификацию расслоения общества (либо, в принципе, опираясь на любую другую возможную классификацию), методологически оправдано выделение сегментов рынка медицинских услуг, соответствующих данным условным критериям.

В исследовании данной проблемы, в поисках решений очерченного противоречия между потребностями в медицинских услугах и удовлетворением спроса помогает использование модели маркетинга медицинских услуг, фрагмент которой приведен на рис.1.
Медицинская услуга: понятие, функции, особенности.

Медицинская услуга – это вид медицинской помощи, оказываемый медицинскими работниками учреждениями здравоохранения населению. Медицинская услуга начинает выступать как специфический товар, который обладает следующими отличительными свойствами:

— неосязаемость (пациент, пришедший на прием к врачу, не может заранее знать результат посещения).

— неотделимость от источника услуги (пациент, записавшийся к определенному врачу, получит уже не ту услугу, если попадет из-за отсутствия этого врача к другому);

— непостоянство качества (одну и ту же медицинскую услугу врачи разной квалификации оказывают по-разному, и даже один и тот же врач может помочь пациенту по-разному в зависимости от своего состояния).

Медицинская услуга, как и любой товар, обладает стоимостью, денежным выражением, которой является цена. Цены на услуги состоят из двух основных элементов: себестоимости и прибыли.

Медицинская услуга может быть детальной и простой.

Под детальной медицинской услугой понимается элементарная, неделимая услуга. Например, для стационара детальными услугами могут считаться оформление истории болезни, проведение конкретного вида бактериологического исследования операционного блока и другие. Если некоторые детальные услуги, оказываемые отдельными подразделениями учреждения (например, приемного отделения, бактериологической лаборатории и других), не будут отдельно рассчитываться, то стоимость содержания этих подразделений (заработная плата их работников, потребляемые ими материальные ресурсы и другие издержки) должна быть учтена в накладных расходах учреждения. При расчете себестоимости детальной услуги необходимо использовать сложившийся в данном учреждении ее технологический стандарт (время, затраченное на данную услугу, качественный состав медицинских работников, производящих данную услугу, виды и количество потребляемых медикаментов, препаратов и т.п.).

Под простой услугой понимается законченный случай по определенной нозологии: для стационаров – пролеченный больной, для амбулаторно-поликлинических учреждений – законченный случай лечения, за исключением стоматологических поликлиник, где под простой услугой понимается санированный больной, для служб скорой помощи – выезд и проведение лечения. Перечень простых медицинских услуг может быть определен либо самим учреждением, либо используется перечень, утвержденный администрацией (или органом управления здравоохранения в случае делегирования ему этих прав) данной территории в соответствии с действующей на ней медико-экономическим стандартами. При разработке перечня медицинских услуг может быть учтен возрастной фактор, а также фактор сложности оказания данного вида услуги, обусловленный наличием сопутствующих заболеваний, осложнений и т.п.

Выделяют следующие основные характеристики услуги:

  1. Основные элементы услуги:

Субъекты услуги (пациент – медицинский работник); психология услуги (взаимоотношения субъектов услуги);

Материальность услуги (стоимость и материальное выражение затрат по удовлетворению потребителя).

Документальность услуги (фиксированная долговременная исчерпывающая информация, дающая представление о количественной и качественной стороне выполненной услуги).

  1. Вид услуги:

Простая медицинская услуга, выполняемая по схеме «пациент» — «специалист» (например, измерение артериального давления);

Сложная медицинская услуга требует для своей реализации определенного состава персонала комплексного технического и фармацевтического оснащения, специальных помещений и т.д. и состоит из сочетания двух и более простых, дополняющих друг друга в достижении поставленной цели, услуг (например, диагностика заболевания в случае поликлинического обслуживания с лечебно-диагностической целью;

Комплексная медицинская услуга включает набор сложных и простых медицинских услуг и заканчивается либо постановкой диагноза, либо проведением определенного этапа лечения.

По функциональному назначению медицинские услуги могут быть:

Лечебно-диагностическими (направленными на установление диагноза или лечение заболевания);

Профилактическими (диспансеризация, вакцинация, физкультурно-оздоровительными мероприятия);

Восстановительно-реабилитационными (связанными с социальной и медицинской реабилитацией больных);

Транспортными (перевозка больных, в частности, с использованием службы «Скорой помощи»);

Санитарно-гигиеническими (мероприятия, связанные с карантином, санпросветработа, санитарно-эпидемиологический контроль и надзор).

По условиям оказания медицинских услуг их можно разделить на оказываемые: на дому; в амбулаторно-поликлинических условиях; в процессе транспортировки («Скорая помощь»); в условиях стационара; в условиях интенсивной терапии и реанимации; в условиях карантина и т.д.

Направление услуги:

Пассивная (спрос-удовлетворение);

Активная (отсутствие спроса-удовлетворения);

Структура услуги:

ядро (свойства, в которых услуга выступает в качестве товара);

оболочка (вспомогательные функции и материальные свойства, без которых невозможно качественное представление услуги).

Свойства услуги: цель, приоритетность, вес, своевременность, экономичность, оперативность, эмоциональность, оснащенность.

Опираясь на определение медицинской услуги можно сделать вывод о том, что медицинская услуга представляет собой сложный комплекс элементов, процессов и услуг развивающийся во времени и пространстве и обладающий определенной фазностью, стадийностью и этапностью, охватывающей все виды работ, связанных с сохранением, внедрением и практической реализацией медицинской помощи.

 

Отличие медицинской, социальной и экономической эффективности.

В здравоохранении различают 3 вида эффективности —социальную, медицинскую и экономическую.

Социальная эффективность заключается в повышении общественной роли здравоохранения, связанной непосредственно с повышением уровня здоровья и качества медицинской помощи, а выражается конкретно в снижении негативных показателей здоровья населения (заболеваемости, инвалидности, смертности) и повышении позитивных (физического развития, рождаемости, средней продолжительности жизни и др.).

Медицинская эффективность заключается в оценке результативности различных способов диагностики, лечебных процедур, в том числе лекарственных средств, и, наконец, различных мер профилактики, в частности специфической (прививок). Она может выражаться через различные показатели качества и эффективности деятельности медицинских учреждений (сокращение средних сроков диагностики, средней длительности заболевания, пребывания больного в стационаре). О медицинской эффективности говорят и повышение процента благоприятных исходов заболеваний, снижение уровня инвалидности и летальности, оптимальное использование коечного фонда, медицинского оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.

Оценка социальной и медицинской эффективности является для здравоохранения приоритетной. Проблему экономической эффективности можно рассматривать, во-первых, с точки зрения влияния здравоохранения на рост производительности труда и национального дохода, а во-вторых, с точки зрения повышения экономической эффективности использования средств в самом здравоохранении. Экономическая эффективность выражается в определении стоимости дополнительно произведенной продукции или суммы сэкономленных финансовых средств, а также в установлении экономического ущерба от повышения заболеваемости, инвалидности, преждевременной смерти и т. п. Она определяется как отношение результата (в стоимостных показателях) к затратам.

При оценке экономической эффективности оздоровительных мероприятий на производстве, методов профилактики, диагностики и лечения вычисляются количество дней (разница до и после внедрения новых методов), сэкономленных в результате предотвращения заболеваний, травматизма, инвалидности, смертности, и стоимость каждого дня.

Таким образом, системы здравоохранения, опирающиеся на объективные экономические законы при множестве определяющих, характеризуются определенными сегментами рынка. Сегментирование рынка медицинских услуг позволяет предоставить медицинскую помощь (удовлетворить конкретный спрос) и с учетом индивидуальности пациента, и с учетом массового потребления медицинских услуг.